Критика

Путь хитреца, или бесконечный путь познания. Леонид Подольский

admin

Роман Владимира Санькова «Путь хитреца» имеет множество измерений: с одной стороны, роман остросюжетный, в какие-то моменты мне казалось – плутовской, сатирический, детективный, с
другой, психологический. Автор, по первой профессии тележурналист, а по второй – психолог, явно получает удовольствие от игры, использует накопленный арсенал знаний, рисуя земной образ «манипулятора», «специалиста по скользким вопросам», «специалиста по организации событий» Артема Берестаги и его помощников Семена Цыбульки и Элен. Так и кажется, что вовсе не Артем Берестага в недавней зеленой молодости, а сам автор штурмовал библиотеки, изучая теорию общения и многие другие основы психологической науки и практики. Сюжет настолько напряженный, совершает такие кульбиты, что едва не теряешь нить: то лучший друг и учитель оказывается жестоким врагом, то коварная и холодная красавица Ева Силинская, возненавидевшая Артема за одержанную им над ней победу, из врага неожиданно обращается в друга, вместо ненависти вспыхивает любовь и красавица жертвует ради Артема жизнью, то вдруг она же оказывается вечной одиннадцатилетней девочкой, виртуальной Неоной из социальных сетей, то перед нами возникает очень узнаваемый сюжет с такими реальными, хрестоматийными жуликами и разводилами из «Ростелематикса», то супердетективный с - попыткой рейдерского захвата ювелирного завода «Ларец». И ко всему – история любви к Ромашке. Здесь тончайший психолог и знаток человеческих душ Берестага неожиданно оказывается слеп. Он пытается влюбить в себя Ромашку разными «разводами» из арсенала «специалиста по скользким вопросам» и упорно не замечает в девушке ответное чувство. Впрочем, встречаются и другие противоречия. «Специалист по скользким вопросам», очевидно, с соответствующими скользкими психотехниками, неожиданно оказывается честнейшим и обязательнейшим человеком, сверхпунктуально выполняющим свои отнюдь не самые джентльменские обязательства.

«Путь хитреца» в земной своей посюсторонней части оказывается насколько лихо закрученным, завлекательным для любителя детективов и вместе таким сгущенным слепком с сегодняшней реальности, что, казалось бы, его хватило бы не на одну TV-серию «Следствия, которое ведут знатоки», а между тем перед нами вовсе не один, а целых два романа. Второй, потусторонний, то ли сновидение, то ли, скорее, философская притча о вечном пути познания и самоусовершенствования. Возможно, не склонный к философствованию и мало знакомый с мистицизмом Востока читатель прочтет эту вторую, «потустороннюю» часть романа как обыкновенную красивую сказку, или модную ныне дань мистицизму. Что же касается продвинутого читателя, ищущего глубинный подтекст, то он, вполне вероятно, станет искать тайный смысл в символике цифр и в описываемой автором карте таинственной страны Цор, отыщет аллюзии между восточными мистическими представлениями и рассуждениями о природе смерти учителя-мудреца Зеленого: «Нет никакой смерти. Смерть – величайший обман. Люди бессмертны, хоть и не знают об этом… Смерть не победить, потому что смерти не существует. Смерть – это всего лишь иллюзия. Мы не рождаемся и не умираем. Когда твое тело истреплется, просто смени его на другое». Вообще, чтение «Пути хитреца» рождает много аллюзий: с эзотерическим творчеством Кастанеды, между Золотым Журавлем и сказочной Синей птицей счастья Метерлинка, между котом Феофаном и котом Бегемотом… Обращение к эзотерике, однако, не самоцель для автора, а способ провести своего героя путем познания от низшей, чисто материальной жизни к жизни высшей, духовной, к бессмертию. Недаром Артем Берестага отправляется в путешествие в страну Цор, взбираясь от камня к камню (камни Земли, Тьмы, Желаний, Света, Силы, Бессмертия), то есть всякий раз поднимается на новый уровень самоусовершенствования во имя благородной цели: продлить жизнь друга, Андрея Карпасова. Сделать друга бессмертным ему не удается, но сам он ценой невероятных усилий обретает бессмертие.

Две главные линии, или два романа – по ту и по эту сторону реальности – переплетаются, главный герой раздваивается, так что порой начинаешь путаться в координатах. Чтобы побеждать себя и идти путем познания, открывая тайны мироздания, вовсе не обязательно побывать в стране Цор. Друг Артема Берестаги Андрей Карпасов совершает этот путь, не покидая своего дома, используя каждое мгновение данной ему Богом жизни. «Знание – внутри нас и страна Цор – тоже», - словно говорит автор. Роман В.Санькова трудно отнести к какому-то определенному жанру, его невозможно поместить в какие-то точные рамки, он одновременно очень простой и чрезвычайно сложный, обыкновенная сказка и философская притча, он несет в себе элементы мениппеи, а может, вопреки сказанному выше, и является таковой. В любом случае, роман «Путь хитреца» - лакомое блюдо для наделенного воображением читателя.

Леонид Подольский, писатель, член Союза писателей РФ

Возврат к списку

*Оставляйте ваши комментарии в этом поле.
*Данное поле не поддерживает тэги HTML.
*Текст, содержащий ссылки на другие сайты, блокируется программой "Антиспам".
Высказаться на: vkontakte.ru facebook.com odnoklassniki.ru
Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Комментарий:
Защита от автоматических сообщений
Символы на картинке